1.ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения учебной дисциплины офтальмология является формирование врачебного мышления, знаний и практических умений для диагностики, лечения и профилактики наиболее распространенных и социально значимых глазных заболеваний, оказания неотложной помощи и решения вопросов рациональной терапии и профилактики глазных заболеваний.

Задачами дисциплины являются:

  • формирование у будущего врача клинического мышления по вопросам этиологии и патогенеза, клинических проявлений основных заболеваний органа зрения;
  • освоение умений обследования офтальмологического больного;
  • умение на основе собранной информации о больном поставить развернутый клинический диагноз;
  • овладение методами дифференциальной диагностики в пределах разбираемых нозологических форм, основными принципами профилактики и лечения заболеваний органа зрения;
  • ознакомление студентов с мероприятиями по охране труда, профилактике и лечению профессиональных заболеваний органа зрения;
  •  ознакомление студентов с принципами организации и проведения экспертизы трудоспособности больных офтальмологического профиля.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА

Дисциплина «Офтальмология» относится к базовому циклу профессиональных дисциплин (Б1.Б.33) Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Изучается в восьмом семестре.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:   

1.Анатомия человека

Знания: строение глаза, возрастные особенности органа зрения.

Умения: методы препарирования глаза животного

Готовность обучающегося:препарирование глаза животного

2. Патанатомия

Знания: патолого-анатомические изменения органа зрения. Цитодиагностика. Биопсия.

Умения: методика препарирования глаза животного

Готовность обучающегося:  препарирование  глазаживотного

3. Биология

Знания: онто-, фило- и морфогенез зрительного анализатора.

Умения: методы исследования органа зрения

Готовность обучающегося:методы исследования органа зрения

4. Гистология

Знания: гистологическое строение структур глаза и его придаточного (вспомогательного, защитного аппарата).

Умения: методы исследования гистологического строения структур глаза.

Готовность обучающегося:оценка цитограмм

5. Физиология

Знания: физиология зрительного процесса, структура зрительного анализатора, функции каждой структуры глаза (роговицы, хрусталика, стекловидного тела,  сосудистой оболочки, сетчатки и зрительного нерва, слезных органов).

Умения: методы исследования зрительных функций

Готовность обучающегося:Визометрия, периметрия и др.

6. Медицинская и биологическая физика

Знания: оптика, строение оптических приборов, цветовой спектр, цвет и его основные признаки, трихроматичность  природы цветового зрения.

Умения: Методы исследования рефракции и цветового зрения

Готовность обучающегося:визометрия, рефрактометрия, исследование цветоощущения

8. Фармакология

Знания: препараты миотического и мидриатического действия, препараты для лечения глазной патологии (антибактериальные, противовоспалительные, средства, стимулирующие регенерацию).

Умения: выписка рецептов больным с офтальмологической патологией

Готовность обучающегося:выписка рецептов

9. Патофизиология, клиническая патофизиология

Знания: патофизиология зрительного анализатора, воспалительных, дегенерацтивных процессов.

Умения: методы исследования органа зрения

Готовность обучающегося:визометрия, периметрия

10. Микробиология

Знания: влияния различной флоры на состояние глаз, возбудители инфекционных заболеваниях глаз, методы диагностики инфекционных заболеваний органа зрения (мазок, соскоб, посев), сведения о возрастных особенностях продукции интерферона, интерфероногенов, применяемых для повышения тканевого иммунитета

Умения: обследование глаза при инфекционных и вирусных заболеваниях

Готовность обучающегося:взятие мазка, соскоба для цитологического исследования.

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1. Знать:

- этиологию, патогенез наиболее часто встречающихся офтальмологических заболеваний;

- современную классификацию офтальмологических заболеваний;

- клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных офтальмологических заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп;

- современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая рентгенологические методы, ультразвуковую диагностику);

- критерии диагноза различных офтальмологических заболеваний и их осложнений;

-основные диагностические критерии неотложных состояний в офтальмологии;

- современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования офтальмологических больных для выявления неотложных состояний;

- методы лечения в офтальмологии и показания к их назначению;

- основные документы по организации офтальмологической службы и проведению экспертизы трудоспособности;

2. Уметь:

-оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской офтальмологической помощи;

-наметить объем исследований в соответствии с клиническим течением болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;

-сформулировать клинический диагноз;

-разработать план диагностических и терапевтических действий, с учетом протекания болезни;

-сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств;

- использовать в лечебной деятельности методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины);

3. Владеть:

- ведением медицинской документации;

- методами стандартного офтальмологического обследования;

- интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики;

-алгоритмом развернутого клинического диагноза;

- основными врачебными мероприятиями по оказанию медицинской помощи при острых офтальмологических состояниях, обострении хронических заболеваний;

- написать лист назначения больному;

- выписать рецепт.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.