1.ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения учебной дисциплины офтальмология является формирование врачебного мышления, знаний и практических умений для диагностики, лечения и профилактики наиболее распространенных и социально значимых глазных заболеваний, оказания неотложной помощи и решения вопросов рациональной терапии и профилактики глазных заболеваний.
Задачами дисциплины являются:
- формирование у будущего врача клинического мышления по вопросам этиологии и патогенеза, клинических проявлений основных заболеваний органа зрения;
- освоение умений обследования офтальмологического больного;
- умение на основе собранной информации о больном поставить развернутый клинический диагноз;
- овладение методами дифференциальной диагностики в пределах разбираемых нозологических форм, основными принципами профилактики и лечения заболеваний органа зрения;
- ознакомление студентов с мероприятиями по охране труда, профилактике и лечению профессиональных заболеваний органа зрения;
- ознакомление студентов с принципами организации и проведения экспертизы трудоспособности больных офтальмологического профиля.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА
Дисциплина «Офтальмология» относится к базовому циклу профессиональных дисциплин (Б1.Б.33) Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Изучается в восьмом семестре.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
1.Анатомия человека
Знания: строение глаза, возрастные особенности органа зрения.
Умения: методы препарирования глаза животного
Готовность обучающегося:препарирование глаза животного
2. Патанатомия
Знания: патолого-анатомические изменения органа зрения. Цитодиагностика. Биопсия.
Умения: методика препарирования глаза животного
Готовность обучающегося: препарирование глазаживотного
3. Биология
Знания: онто-, фило- и морфогенез зрительного анализатора.
Умения: методы исследования органа зрения
Готовность обучающегося:методы исследования органа зрения
4. Гистология
Знания: гистологическое строение структур глаза и его придаточного (вспомогательного, защитного аппарата).
Умения: методы исследования гистологического строения структур глаза.
Готовность обучающегося:оценка цитограмм
5. Физиология
Знания: физиология зрительного процесса, структура зрительного анализатора, функции каждой структуры глаза (роговицы, хрусталика, стекловидного тела, сосудистой оболочки, сетчатки и зрительного нерва, слезных органов).
Умения: методы исследования зрительных функций
Готовность обучающегося:Визометрия, периметрия и др.
6. Медицинская и биологическая физика
Знания: оптика, строение оптических приборов, цветовой спектр, цвет и его основные признаки, трихроматичность природы цветового зрения.
Умения: Методы исследования рефракции и цветового зрения
Готовность обучающегося:визометрия, рефрактометрия, исследование цветоощущения
8. Фармакология
Знания: препараты миотического и мидриатического действия, препараты для лечения глазной патологии (антибактериальные, противовоспалительные, средства, стимулирующие регенерацию).
Умения: выписка рецептов больным с офтальмологической патологией
Готовность обучающегося:выписка рецептов
9. Патофизиология, клиническая патофизиология
Знания: патофизиология зрительного анализатора, воспалительных, дегенерацтивных процессов.
Умения: методы исследования органа зрения
Готовность обучающегося:визометрия, периметрия
10. Микробиология
Знания: влияния различной флоры на состояние глаз, возбудители инфекционных заболеваниях глаз, методы диагностики инфекционных заболеваний органа зрения (мазок, соскоб, посев), сведения о возрастных особенностях продукции интерферона, интерфероногенов, применяемых для повышения тканевого иммунитета
Умения: обследование глаза при инфекционных и вирусных заболеваниях
Готовность обучающегося:взятие мазка, соскоба для цитологического исследования.
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1. Знать:
- этиологию, патогенез наиболее часто встречающихся офтальмологических заболеваний;
- современную классификацию офтальмологических заболеваний;
- клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных офтальмологических заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп;
- современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая рентгенологические методы, ультразвуковую диагностику);
- критерии диагноза различных офтальмологических заболеваний и их осложнений;
-основные диагностические критерии неотложных состояний в офтальмологии;
- современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования офтальмологических больных для выявления неотложных состояний;
- методы лечения в офтальмологии и показания к их назначению;
- основные документы по организации офтальмологической службы и проведению экспертизы трудоспособности;
2. Уметь:
-оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской офтальмологической помощи;
-наметить объем исследований в соответствии с клиническим течением болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
-сформулировать клинический диагноз;
-разработать план диагностических и терапевтических действий, с учетом протекания болезни;
-сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств;
- использовать в лечебной деятельности методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины);
3. Владеть:
- ведением медицинской документации;
- методами стандартного офтальмологического обследования;
- интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики;
-алгоритмом развернутого клинического диагноза;
- основными врачебными мероприятиями по оказанию медицинской помощи при острых офтальмологических состояниях, обострении хронических заболеваний;
- написать лист назначения больному;
- выписать рецепт.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.