Цель: Основной целью преподавания дисциплины является обучение студентов правилам и приёмам работы с семьями для проведения профилактических мероприятий и обеспечения  здорового образа жизни населения.

Разработчики курса: преподаватель кафедры Веневцева Наталия Викторовна, Доценты кафедры Кондусова Юлия Викторовна, Полетаева Ирина Алексеевна.

Задачи дисциплины:

  • Рассмотреть цели и принципы консультирования по вопросам сохранения и укрепления здоровья населения в разные возрастные периоды;
  • Изучить репродуктивную систему здорового мужчины и женщины;
  • Разобрать роль семьи в жизни человека, планирование семьи;
  • Разобрать оплодотворение, развитие зародыша и плода;
  • Рассмотреть физиологические роды и послеродовый период;
  • Изучить анатомо-физиологические и психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста;
  • Ознакомиться с медицинской и социальной защитой населения старших возрастных групп;
  • Изучить медико-социальные и психологические аспекты смерти

После изучения дисциплины обучающиеся должны 

ЗНАТЬ:

  • Содержание  понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни»;
  • Строение и функции репродуктивной системы женщины и мужчины;
  • Мужские и женские половые гормоны, их биологическое действие на организм., половые рефлексы;
  • Регуляцию менструального цикла, овогенез, влияние факторов внешней среды на овогенез, менструальный цикл, фертильность.
  • Половые и добавочные железы.
  • Сперматогенез. Влияние факторов окружающей среды на сперматогенез, потенцию, фертильность.
  •  «Планирование семьи» - государственная программа по охране репродуктивного здоровья населения;
  • Роль медицинского работника в привитии навыков здорового образа жизни семье;
  • Оплодотворение яйцеклетки, развитие зародыша и плода, периоды внутриутробной жизни.
  • Вредные факторы, влияющие на плод, изменения в организме беременной женщины, изменение жизненно важных потребностей беременной женщины.
  • Периоды родов, длительность родов, родовые изгоняющие силы, изменения в состоянии родильницы.
  • Лактация, значение грудного вскармливания для матери и ребёнка;
  • Роль медицинского работника в подготовке пациентки к родам и решении проблем, возникающих у родильницы после родов;
  • Роль мужа, семьи в исходе родов, течение послеродового периода.
  • Осложнения, возникающие в послеродовом периоде.
  • Стадии климакса у женщин, возраст начала климакса, изменения в организме женщины, в репродуктивной системе;
  • Роль медицинского работника по охране репродуктивного и соматического здоровья мужчины и женщины в переходный период.
  • Понятия «геронтология», «старение», «старость», классификация возрастов, виды и теории старения;
  • Медико-демографические и социально-гигиенические аспекты постарения населения, характеристику демографической ситуации в России и регионе;
  • Анатомо-физиологические и психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста, стадии и признаки естественного старения;
  • Возрастные изменения личности пожилого человека и его эмоциональной жизни, возможные проблемы в удовлетворении универсальных потребностей человека в преклонном возрасте.

УМЕТЬ:

  • оценить состояние и признаки доношенного и недоношенного новорождённого;
  • владеть принципами выхаживания доношенного и недоношенного новорождённого;
  • консультировать родителей по вопросам питания матери в послеродовой период и период грудного вскармливания;
  • оценить физическое, нервно-психическое и социальное развитие ребёнка в разные возрастные периоды;
  • владеть принципами вскармливания ребёнка;
  • консультировать родителей по вопросам правильной организации грудного вскармливания и путей повышения лактации;
  • консультировать родителей по вопросам введения прикорма;
  • проконсультировать родителей по вопросам подготовки ребёнка к посещению детского дошкольного учреждения, по вопросам обеспечения безопасности  окружающей среды дома и на улице;
  • проконсультировать родителей по вопросам полового воспитания ребёнка и профилактики вредных привычек;
  • вычислять фертильные дни по менструальному календарю;
  • объяснить пациенту, как пользоваться контрацептивами (барьерными и оральными);
  • определять дату предстоящих родов по последней менструации и шевелению плода;
  • оказать психологическую поддержку умирающему человеку и его близким;
  • осуществить  уход за телом умершего;
  • организовать терапевтическое общение со скорбящими людьми, перенёсшими утрату.