Цель: Основной целью преподавания дисциплины является обучение студентов правилам и приёмам работы с семьями для проведения профилактических мероприятий и обеспечения здорового образа жизни населения.
Разработчики курса: преподаватель кафедры Веневцева Наталия Викторовна, Доценты кафедры Кондусова Юлия Викторовна, Полетаева Ирина Алексеевна.
Задачи дисциплины:
- Рассмотреть цели и принципы консультирования по вопросам сохранения и укрепления здоровья населения в разные возрастные периоды;
- Изучить репродуктивную систему здорового мужчины и женщины;
- Разобрать роль семьи в жизни человека, планирование семьи;
- Разобрать оплодотворение, развитие зародыша и плода;
- Рассмотреть физиологические роды и послеродовый период;
- Изучить анатомо-физиологические и психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста;
- Ознакомиться с медицинской и социальной защитой населения старших возрастных групп;
- Изучить медико-социальные и психологические аспекты смерти
После изучения дисциплины обучающиеся должны
ЗНАТЬ:
- Содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни»;
- Строение и функции репродуктивной системы женщины и мужчины;
- Мужские и женские половые гормоны, их биологическое действие на организм., половые рефлексы;
- Регуляцию менструального цикла, овогенез, влияние факторов внешней среды на овогенез, менструальный цикл, фертильность.
- Половые и добавочные железы.
- Сперматогенез. Влияние факторов окружающей среды на сперматогенез, потенцию, фертильность.
- «Планирование семьи» - государственная программа по охране репродуктивного здоровья населения;
- Роль медицинского работника в привитии навыков здорового образа жизни семье;
- Оплодотворение яйцеклетки, развитие зародыша и плода, периоды внутриутробной жизни.
- Вредные факторы, влияющие на плод, изменения в организме беременной женщины, изменение жизненно важных потребностей беременной женщины.
- Периоды родов, длительность родов, родовые изгоняющие силы, изменения в состоянии родильницы.
- Лактация, значение грудного вскармливания для матери и ребёнка;
- Роль медицинского работника в подготовке пациентки к родам и решении проблем, возникающих у родильницы после родов;
- Роль мужа, семьи в исходе родов, течение послеродового периода.
- Осложнения, возникающие в послеродовом периоде.
- Стадии климакса у женщин, возраст начала климакса, изменения в организме женщины, в репродуктивной системе;
- Роль медицинского работника по охране репродуктивного и соматического здоровья мужчины и женщины в переходный период.
- Понятия «геронтология», «старение», «старость», классификация возрастов, виды и теории старения;
- Медико-демографические и социально-гигиенические аспекты постарения населения, характеристику демографической ситуации в России и регионе;
- Анатомо-физиологические и психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста, стадии и признаки естественного старения;
- Возрастные изменения личности пожилого человека и его эмоциональной жизни, возможные проблемы в удовлетворении универсальных потребностей человека в преклонном возрасте.
УМЕТЬ:
- оценить состояние и признаки доношенного и недоношенного новорождённого;
- владеть принципами выхаживания доношенного и недоношенного новорождённого;
- консультировать родителей по вопросам питания матери в послеродовой период и период грудного вскармливания;
- оценить физическое, нервно-психическое и социальное развитие ребёнка в разные возрастные периоды;
- владеть принципами вскармливания ребёнка;
- консультировать родителей по вопросам правильной организации грудного вскармливания и путей повышения лактации;
- консультировать родителей по вопросам введения прикорма;
- проконсультировать родителей по вопросам подготовки ребёнка к посещению детского дошкольного учреждения, по вопросам обеспечения безопасности окружающей среды дома и на улице;
- проконсультировать родителей по вопросам полового воспитания ребёнка и профилактики вредных привычек;
- вычислять фертильные дни по менструальному календарю;
- объяснить пациенту, как пользоваться контрацептивами (барьерными и оральными);
- определять дату предстоящих родов по последней менструации и шевелению плода;
- оказать психологическую поддержку умирающему человеку и его близким;
- осуществить уход за телом умершего;
- организовать терапевтическое общение со скорбящими людьми, перенёсшими утрату.
- Преподаватель: Веневцева Наталия Викторовна
- Преподаватель: Кондусова Юлия Викторовна
- Преподаватель: Полетаева Ирина Алексеевна